Минувшим летом довелось мне в Болгарии стать свидетелем настоящего чуда: я видел, как несколько человек босиком исполняли танец на пышущих жаром углях. О подобном мне приходилось слышать и раньше, но я считал, что это не что иное, как искусный трюк иллюзионистов. Смущало одно обстоятельство: танец на углях является народным, его исполняют простые крестьяне, а не профессиональные факиры-циркачи, Тогда чем же объяснить жаропрочность крестьянских подошв? Может быть, это результат длительной тренировки, как у йогов? Ведь известно, что йоги могут останавливать напряжением воли сердце, дыхание, лежать на острых гвоздях и т. д. Но с огнем, насколько я знаю, даже йоги не шутят. Тогда, возможно, болгарские кудесники пользуются какой-нибудь неизвестной мазью?
Мы, зрители, устроились перед горой раскаленных, кроваво-красных углей, иногда по ним трепетно пробегали белые язычки пламени. Когда они перестали вспыхивать и лишь угли ярко алели в темноте,кто-то подошел и тщательно разгреб и разровнял пылающую горку—получился небольшой круг вроде борцовского, плотно уложенный мелкими угольками. Музыканты заиграли веселую мелодию, и мы хлопками поддерживали ее ритм. И вдруг — это было так неожиданно, что какая-то женщина закричала от испуга,— из толпы выскочила девушка в нарядном костюме и, лихо приплясывая, понеслась по углям, разбрасывая искры, За ней, тоже босиком, выскочили на угли еще трое: пожилая женщина и двое парней.
«Ие-йех! Ие-йех!»— они носились по углям легко и свободно, словно под ногами был обычный паркет, а не огонь. Это фантастическое зрелище продолжалось с минуту, потом «огненные танцоры» (их, кстати, в Болгарии называют не-стинарами) исчезли, но позже выскакивали еще несколько раз и носились по углям, а музыканты'все прибавляли темп, пока толпа зрителей не стала кричать вместе с танцорами «Ие-йех!». И тут произошло вот что: какой-то возбужденный зритель, истошно завопив «Ие-йех!», сбросил ботинки и прыгнул в мерцающий рубиновым светом круг. В следующую минуту раздался его отчаянный вопль, и горе-танцор пулей вылетел обратно. Весь во власти любопытства, я отправился за танцорами в их импровизированную артистическую уборную, а мой товарищ болгарин, посмеиваясь, попросил: «Покажите, ребята, ноги, он их хочет пощупать». Я действительно тщательно осмотрел подошвы одного из парней. Они оказались самыми обыкновенными, как у каждого из нас. — Секрет очень простой,— видно, пожалев меня, начал рассказывать один из «огненных танцоров».— Ноги мы ничем не смазываем, танцуем действительно босиком, обмана никакого нет. Все натурально.Но есть одно правило. Taнцуя, надо обязательно наступать на угли всей ступней и очень плотно. Что такое ожог? Это результат горения ткани. А что такое горение? Взаимодействие вещества с кислородом. Поэтому, чтобы не было ожога, необходимо прекратить доступ кислорода к подошвам, что мы и делаем, припечатывая их к углям. Угли, как вы, наверное, заметила, тщательно дробим до размеров горошин. В общем, ловкость ног и никакого обмана. Сам я по профессии бульдозерист. Жена моя Стойка из деревни Болгари, где танец на углях умеют исполнять почти все. Она меня и научила. — А бывает, что обжигаетесь? — Нет, никогда. Но если в костер попадет гвоздь или металлическая крышка от лимонадной бутылки, тогда обжигаемся. Против раскаленного железа мы бессильны. И еще один секрет: перед танцами и сразу после них нельзя мыть ноги, иначе могут вскочить волдыри. — И это все?! — изумился я. — Все. В Софии, в Музее истории и этнографии, мне рассказали, что хождение по огню известно в Болгарии испокон веков. Еще в давние времена, в день святых Константина и Елены — покровителей здоровья и плодородия, в деревнях с наступлением темноты устраивали пляски на углях. А еще раньше этот ритуал посвящался богу Аполлону и был распространен по всему Балканскому полуострову. Предполагают, что в античный мир обычай танцевать на углях пришел из древней Персии. Но кто занес его на плато Вайнада и Индии к племени панья, где в ночь полной луны также устраивают танцы на углях? И кто научил ходить по огню людей на островах Фиджи? Или аборигенов острова Суринама? Ритуал «испытания огнем» существует и у многих африканских племен. Все это говорит о том, что танцы на углях восходят к тем очень и очень далеким временам, когда человек впервые сотворил себе кумира, и кумир этот был Огонь. В. КАДЖАЯ. http://www.realyoga.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=2164&start=0&sid=a1e112b7a981c18c5d138c1cd5ce28e6 |